Иллюзии
цветового зрения - что мы видим?
Почему
одинаковые цвета иногда бывают разные?
Одним из главнейшим свойством
человеческого глаза является его возможность различать оттенки и
цвета, одним из своих свойств, непосредственно относящемуся к
цветному зрению человека можно считать такое явление как смещение
относительной, условной видимости при переходе от основного дневного
зрения к ночному (вечернему - сумеречному). При сумеречном, ночном,
зрении в темное время (в условиях низкой освещенности) не только
происходит значительное понижение чувствительность глаз к цветовому
восприятию, но при таких условиях глаз обладает сниженной
чувствительностью особенно к цветам длинноволновой области видимого
спектра (красный и оранжевый) и наоборот, повышенной
чувствительностью и восприятию к цвету коротковолновой спектральной
части (синий и фиолетовый). Возможно указать на
целый ряд случаев, когда человек при рассматривании многоцветных и
цветных объектов можем встретить восприятие с иллюзией или с просчетами
зрения. Ведь иногда о цветовой насыщенности предмета мы неправильно
судим по излишней (или недостаточной) яркости фона или же по цвету
окружающих его предметов обстановки. В этом эпизоде задействована также
закономерность контраста яркости: цвет становится светлее на более
темном фоне, и темнеет на более светлом фоне.
Четыре круга. Будьте осторожны Эта оптическая иллюзия может вызвать головную боль продолжительностью до двух часов.
Гипноз. Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену
В какую сторону крутится колесо?
Иллюзия размера.
Иллюзия движения.
Ученый
и художник прошлого, Леонардо да Винчи, писал: "Из цветов одинаковой
белизны тот будет казаться более светлым, который располагается на более
темном фоне, а черное станет на более темным на фоне большой белизны. И
красное будет казаться более ярким на более темном фоне. А все цвета,
находящиеся в окружении своих прямыми противоположностей."
Цвет и наше восприятие..
Также присутствует мнение именно цветовых или же
хроматических контрастов, порой окраска, цвет наблюдаемого объекта
меняется в зависимости от места, на каком именно фоне мы будем его
наблюдать. Можно приводить массу примеров влияния на глаза цветовых
контрастов.
Один из примеров цветных теней, можно провести ночью в полную луну.
Лунное сияние и свет восковой свечи можно сравнять по интенсивности, две
тени будут одинаковой силы и яркости, что два цвета будут полностью
уравновешивать друг друга. Если поставить экран таким образом, что свет
нашей Луны попадал прямо на него, а зажженную свечу, поместить немного
сбоку на необходимом расстоянии, а перед экраном поместить небольшое
прозрачное тело (предмет). Тогда появляется сдвоенная тень, причем тень,
которую отбрасывает луна и которую в это же время озаряет свет свечи,
кажется четкого красновато-темного цвета. А та, тень какую отбрасывает
восковая свеча, но озаряет наша луна – кажется великолепным голубым
цветом.
А место, где обе тени пересекаются и объединяются в одну, получается
четкая тень черного цвета, эта иллюзия, связанная с спецификой строения
человеческого глаза - называется - слепое пятно. Существование слепого
пятна на человеческой сетчатой оболочки глаза, было, открыто в далеком
1668 году (французским физиком Э. Мариотт). Данный опыт, дающий
возможность убедиться в присутствии слепого пятна, Э. Мариотт описал
так: «я закрепил на темном фоне, примерно на уровне глаз, небольшой круг
белой бумаги и в это же время другой кружочек удерживали сбоку от
первого круга, на дистанции около двух футов - справа, но немного ниже
таким образом, чтобы его изображение попало на оптический нерв моего
правого глаза, а свой левый глаз я закрою. Я стал напротив первого круга
и постепенно от него удалялся, не спуская с него своего правого глаза.
Когда я отошел на расстояние девяти футов, второй круг, имевший размер
около 4 дюймов, совершенно исчез из поля моего зрения. Я не мог
объяснить это его боковым положением, ибо другие предметы различал, даже
находящиеся еще дальше сбоку, чем он; я подумал, что его убрали, если бы
не видел его снова при небольшом движении глаз". Занятный факт, что
Мариотт развлекал короля Англии - Карла II и его дворян тем, что обучал
смотреть друг на друга без головы. Оболочка глаза на участке, где
зрительный нерв входит в глаз, не имеет чувствительный к свету нервных
окончаний (палочек и колбочек). Таким образом, отображение предметов,
приходящиеся на данное место сетчатки, не будет передаваться мозгу.
Слепое пятно в повседневных условиях мы даже не замечаем. Самая главная
причина почему мы этого попросту не замечаем поскольку предметы,
попадающие на слепое пятно в одном нашем глазу, во втором глазе-
проектируются уже не как слепое пятно. Оттого что, что пропавшие детали
предметов компенсируются и наполняются из образов соседних участков,
которые остаются в поле зрения. Например, рассматривая темные
горизонтальные линии - некоторые части изображения на сетчатке первого
глаза попадут на слепое пятно, то мы просто не увидим разрывов линий,
поскольку второй наш глаз дополнит потерянную информацию с первого
глаза. Даже если проводить наблюдение всего одним глазом - наш мозг
заполнит недостаток сетчатки глаза и пропавшие из поля зрения детали не
дойдут до нашего сознания и мозга. Слепое пятно довольно большое (при
дистанции около 2-х метров от глаз, с поля зрения может пропасть даже
голова человека), тем не менее в повседневных условиях и высокой
подвижность человеческих глаз, данный недостаток легко устраняется.
Исчезающие точки (желтые) - смотрите на мигающую точку
Вот еще один пример. На самом деле на картинке круг, абсолютно ровный
(прищурьтесь и вы это видите).
Оптическое влияние цвета.
К данному влиянию можно отнести иллюзию или оптические свойства,
вызываются цветом и видоизменяющие образ или внешний вид объектов.
Подвергнув анализу оптические свойства цвета, их можно условно поделить
на два вида: это красные и синий цвет, поскольку в основополагающим
цветам, по своим оптическим признакам, будут стремиться именно к этим
видам (исключением будет зеленый цвет).
Яркие, светлые цвета, в частности желтый, белый формируют эффект
иррадации (лат. irradio — освещаю лучами, сияю. Кажущееся увеличение
размеров светлых фигур на черном фоне), они идут на размещенные рядом с
ними наиболее темные цвета и уменьшают окрашенные в этот цвет
поверхности. Например, если через небольшую щель в деревянном заборе
проникает солнечный луч, то небольшая щель выглядит намного шире, чем в
это есть в действительности, а луч света проводящий через ветки
деревьев, визуально делает их более тонкими в свете яркого солнца.
Эффектом иррадации можно объяснить и неординарное впечатление от
различных поверхностей - покрытых продольными либо поперечными полосами
(например
жалюзи вертикальные или горизонтальные).
Одинаковые поверхности с полосками поперечными выглядит ниже, чем с
полосками продольными, поскольку белый цвет, окружающий поля, находится
сверху и внизу между линиями и глаза визуально уменьшают высоту полей.
Главные оптические свойства цветов.
Желтый цвет визуально словно бы приподнимает поверхность, она
выглядит более просторной и широкой из за эффекта иррадации.
Красный цвет визуально приближается к нам; а голубой, наоборот
отдаляется. Поверхности, выкрашенные в цвета: синий,
темно-синий, фиолетовый и черный, визуально убывают и стремятся
книзу. Зеленый цвет - самый спокойный из множества цветов.
|
Желтый
цвет режет глаз, а на синем глаза "тонут". Это влияние усиливается,
если к нему присоединить разницу к свете или мраку, то есть -
влияние желтого возрастет при добавлении белого цвета, и синий - при
затемнении его черным. |
Для того, чтобы цвета и цветовые оттенки находились в гармонии и
сочетались между собой, подчеркивая натуральную красоту, необходимо
обратить особое внимание выбора и нюансов цвета расцветок материалов.
По материалам сайта:
Жалюзи.com.ua |